Августовская педагогическая конференция 26.08.2011 года
Выступление Комленок Ирины Константиновны, директора МОУ начальная школа – детский сад п.Партизанское
Подготовительная работа к введению Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в учреждении
|
В отличие от образовательных стандартов первого поколения, которые были ориентированы в основном на задание уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника, стандарты второго поколения предусматривают прежде всего задание ориентиров развития всего образовательного пространства, ожидаемые государством, обществом, семьей и личностью. Поэтому стандарты выступают как основание для анализа и оценки состояния развития систем образования на различных уровнях (государства, региона, муниципалитета, образовательного учреждения), а также индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ. |
|
Год назад наше учреждение активно включилась в изучение, а затем и в подготовку условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения. Возможность апробации условий введения ФГОС второго поколения на базе учреждения была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей и педагогическом совете. Проведён анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеурочной деятельности учащихся. |
Собирая по крупицам, изучая нормативно-правовую базу федерального, регионального муниципального уровня, регламентирующую деятельность по апробации условий внедрения ФГОС, мы подготовили документацию школьного уровня в полном объёме: | |
Программа перехода на ФГОС второго поколения содержит перечень мероприятий по апробации материалов, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования. В ней содержится конкретный план работы по введению государственных образовательных стандартов второго поколения в 2011-2012 учебном году.
В соответствии с приказом по школе «О создании и полномочиях рабочих групп по введению ФГОС нового поколения» в 2011-2012 учебном году были распределены функциональные обязанности между членами администрации школы и педагогами, поставлена задача создания необходимых санитарно-гигиенических и материально-технических условий для апробации ФГОС второго поколения по следующим направлениям:
- отработка алгоритма внедрения основных компонентов государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения;
- формирование механизма использования в работе с детьми с разным уровнем развития познавательных способностей: современных развивающих технологий, обеспечивающих формирование базовых компетентностей современного человека;
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). | |
Подготовительная работа по введению ФГОС второго поколения позволяет сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело. Школа новых стандартов востребована родителями, детьми и общественностью. | |
Коллективом учреждения поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Учебный план разработан в соответствии с требованиями СанПиН. Обучение в 1-м классе будет осуществляться с учетом следующих требований:
учебные занятия будут проводится по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену, использование «ступенчатого » режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; в январе – мае – по 4 урока по 45 минут) В середине дня запланирована динамическая пауза-40 минут. |
На занятиях и в первой, и во второй половине дня запланирована работа по профилактике переутомления учащихся. Контроль и корректирование функционального состояния ребёнка будет осуществляться не только педагогами, ведущими уроки и внеурочные занятия, но и психологом, дефектологом, логопедом и медицинским работником школы - сад . Помимо учебного кабинета, планируется активно использовать компьютерный класс, музыкальный зал, игровые комнаты, инфраструктуру поселка – МУ «Культурно-спортивный центр п.Партизанское», где планируется проведение спортивных мероприятий и занятий по интересам . Каждая минута, проведённая в школе, даст ребёнку положительный опыт общения, позволит проявить себя активной, творческой личностью, расширит его представления об окружающем мире. | |
| |
| |
Обучение 1 класса будет вестись по программе «Перспективная начальная школа». Мы остановились на данном УМК, так как большое внимание в этой программе уделяется проектной деятельности, важной для формирования у младших школьников умения вести исследовательскую работу и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Дети должны включиться в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. У детей должны развиваться речевые умения, сформироваться монологическая речь. Дети должны не просто воспроизводить увиденное или прочитанное, но и научиться рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение. |
|
Планируется введение часов на внеурочную деятельность учащихся -спортивно-оздоровительного, духовно-нравственного и общекультурного направления; увеличение возможностей школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создание условий для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с учащимися. |
Опыт подготовительной работы по внедрению ФГОС второго поколения показал, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные в апробируемых материалах пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой. | |
|
Уважаемые педагоги! Остается совсем немного времени до всенародного праздника 1 сентября. Наш школьный корабль отправится в очередное путешествие длиною в целый учебный год. Для того, чтобы путешествие прошло успешно, я хочу пожелать вам ощутимой финансовой поддержки. Пусть будет больше современных оборудованных кабинетов для сельских детишек, пусть наши дети обучаются в современных школах, где есть все необходимое для учебы, развития, воспитания и отдыха. Здоровья, терпения, творческих находок на вашем педагогическом пути! |